Рекламный буклет: на что обратить внимание при заказе печати

– Кирилл, для начала разговора о рекламной полиграфии мы выбрали самый простой вид продукции – рекламный буклет. Как бы Вы описали типичных заказчиков рекламных буклетов – кто они?
– Если говорить о конечном заказчике (потому что мы достаточно много работаем и с дизайн-студиями, и с рекламными агентствами), то по сфере деятельности это очень разнообразно. С точки зрения размера бизнеса, большинство наших заказчиков – это малый и средний бизнес. Среди них можно выделить две полярные группы. На одном полюсе будут находиться заказчики, которые плохо понимают, что именно и почему они заказывают. При постановке задачи от них часто можно услышать «сделайте нам нечто, похожее на это». В целом эту группу заказчиков характеризует отсутствие внятности, плюс непонимание уровня цен. Если мы с вами говорим о евробуклете, то они не имеют структурированной информации для такого размещения, объёмы графики и текста у них несогласованны с форматом буклета. Можно сказать, что они неподготовлены к такому заказу.

Эта группа мало что понимает, приходится много объяснять. Однако, если человек затратил достаточно много времени на восприятие чужой информации, то обычно он не станет бегать в поисках другого поставщика, который снова бы его выслушал. Даже если у этого другого поставщика цена будет несколько ниже. То есть длинный, продолжительный диалог в определённом смысле привязывает клиента и помогает продать услугу.

Справедливости ради можно сказать, что эта группа за последние несколько лет имеет тенденцию к сокращению.

– А почему так случается, что они неподготовлены? Там что, людей нет, которые специально этим занимаются?
– Да. Обычно это – небольшие компании, в которых такими заказами занимается или сам руководитель, у которого нет времени на подготовку, или это поручается секретарю или другому работнику, у которого нет опыта и понимания, что именно и как именно нужно сделать.

– А на другом полюсе кто?
– Там – компании, у которых есть либо свой штатный дизайнер, либо фрилансер, который может подготовить макет. Эти заказчики весьма чётко понимают, что им надо, чётко представляют, сколько это может стоить, и выбирают по соотношению «цена/скорость/качество». Причём цена у большинства из этой группы стоит на первом месте. Среди наших клиентов эта группа занимает примерно 30-40%.

– Говоря о критериях выбора исполнителя, довольно распространённый ответ – «цена/качество». Если с ценой, да и со сроками, всё более-менее просто и понятно, то как оценить качество? По каким критериям?
– К сожалению, ни производители, ни заказчики в полиграфии пока ещё не привыкли к стандартизации. А, между тем, есть стандарты на качество полиграфической продукции, как в системе ГОСТ, так и в системе ISO. Некоторые типографии уже декларируют сертификацию процесса производства на соответствие требованиям ISO. Я положительно отношусь к такой практике и считаю, что за этим стоит внутренняя потребность к производству качественной продукции. Хочу отметить, что нормы качества нашей типографии в некоторых моментах даже жестче, чем существующие на рынке ГОСТы.

– Какие основные ошибки заказчиков при заказе буклетов?
– Эти ошибки можно разделить на несколько типов. Самые распространённые – это ошибки при подготовке оригинал-макетов, несоответствие типичным требованиям, например: цветовая модель не CMYK, шрифты не в кривых, нет вылетов, разрешение изображений меньше, чем нужно, фальцы сделаны неправильно.

Далее, если макета нет, и они отдают нам на макетирование – это ошибки подготовки исходных материалов. Наиболее типичные ошибки здесь – несоответствие объёма текста желаемому формату печати (может быть как слишком много текста, так и слишком мало). Затем – качество фотографий. При нынешнем распространении фототехники люди зачастую не понимают, что не с каждого фотоаппарата можно получить фотоснимок, который будет качественно выглядеть в полиграфическом исполнении. Также нужно отметить, что ошибки происходят при выборе параметров бумаги – люди могут себе совсем неправильно представлять качество конкретной бумаги.

– Каков средний объём заказа по евробуклетам для этой группы?
– Средний чек при заказе евробуклета составляет 3-6 тысяч рублей, так как мы не специализируемся на сложном дизайне. У дизайн-студий, которые предоставляют комплексное обслуживание, включающее фотосъемку, копирайтинг и т.п., средний чек, конечно, будет выше. А мы – производители, и стоимость наших услуг небольшая.

– От чего вообще зависят цены на полиграфическую продукцию?
– Первое разделение – это офсет или цифра. Мы считаем (и предлагаем клиентам), что офсетом экономично печатать от 500 экз., цифра же в первую очередь нужна для сврехсрочной или малотиражной сложной продукции. Уровень цен на цифру и офсет по отдельности в среднем по городу весьма похож, но все же разброс цен может достигать 40-50%, что, в целом, связано с ценовой политикой конкретных компаний. Например, если у компании низкие затраты – допустим, оборудование уже себя окупило, а расположено производство в дешёвом, с точки зрения аренды, помещении. Это не говорит однозначно о низком качестве, но и исключать этого нельзя. Скорее всего, в такой компании только один печатник, который занимается и упаковкой, отсутствует отдел ОТК и т.д.

По моему мнению, цена «выше рынка» в большинстве случаев подразумевает и более высокое качество.

– А что это такое – «более высокое качество»? Особенно, если учесть, что заказчик плохо разбирается в качестве полиграфической продукции?
– Ну, если говорить о евробуклетах, то можно сказать, например, что в такой-то типографии они печатаются на двухкрасочной офсетной машине. Поэтому, скорее всего, фотографии будут не такие чёткие, совмещение цветов будет хуже. Плюс, допустим, у них старое оборудование, которое фальцует, поэтому фальцовка окажется «гуляющей» на пару миллиметров. Допустим, сушка у них на машине плохая, поэтому возможен отмар (отмар - это пачканье нижней стороны листа краской с того листа, на котором он лежит – прим. ред.). А в другой типографии стоит новое оборудование, все процессы контролируются как автоматикой, так и людьми. На выходе всё упаковывается в красивые коробочки. Здесь может быть дороже, но есть уверенность в качестве продукта. Например, для цифровых буклетов мы всегда предлагаем перед фальцовкой сделать биговку – это несильно увеличивает стоимость продукта, зато исключает заломы тонера на заливках.

– Отсюда и вопрос: как правильно заказчику выбрать компанию? Что можно порекомендовать?
– Я бы порекомендовал после прозвона компаний изучить их сайты: посмотреть список клиентов, галерею работ, перечень оборудования. Затем существуют полиграфические порталы, где есть «чёрные» и «белые» списки типографий. Конечно, вероятность того, что клиент попадёт именно на типографию из «чёрного» списка, невелика, и всё-таки… Далее – если бюджет заказа не 100 долларов, а побольше – приехать в офис, познакомиться лично, посмотреть, пощупать образцы. Если есть желание – посмотреть сам производственный процесс. Некоторые типографии с удовольствием показывают своё оборудование. Мы, например, всем клиентам, кроме профессиональных консультаций и показа множества образцов, всегда готовы организовать экскурсию по производству, благо и офис, и производство у нас в одном помещении.

– А чего следует опасаться при выборе компании, предоставляющей услуги в области полиграфии? На что нужно особенно внимательно смотреть?
 Я считаю, что впечатление от офиса сильно коррелирует с тем результатом, который получит клиент. Если фирма находится «у чёрта на куличках», ремонт не делался с 90-х годов, то, скорее всего, качество продукции будет низким. Обычно компании, которые серьёзно и качественно работают на рынке, также относятся и к своему внешнему виду – офису, производственным помещениям. Престиж компании стоит недёшево, и вкладываться во внешние эффекты, при этом делая некачественную продукцию, бессмысленно. Полиграфия – это производство, оно делается не за пять минут, и не на пять минут. И, если оно организованно профессионально и серьезно, то и продукция будет качественной.