Главная / Отделка: 3D-лак и 3D-фольга

3D-лак и 3D-фольга

Уникальные эффекты отделки продукции

Минимальный тираж
от 1 шт.

Cрок изготовления
от 3х дней

Изготовлено:

1 455

шт.

Сделайте вашу продукцию запоминающейся, используя возможности оборудования JETvarnish 3D & iFoil от французской компании MGI — первой цифровой системы элитной отделки полиграфии в Санкт-Петербурге. Этот уникальный аппарат позволяет облагораживать цифровые и офсетные отпечатки различной фольгой и выборочным лаком с 3D-эффектами.

Онлайн оплата

Доставка по
С.-Петербургу и РФ

Преимущества технологии:

  • Очень яркая фольга. Возможны разные цвета: золото, серебро, красный, синий, медный, голография
  • Очень рельефный лак (эффект термоподъема)
  • Тактильный эффект, схожий с эмбоссированием на кредитных картах
  • Печать супер-тонких линий — от 0,15 мм
  • Нанесение поверх ламинации (в первую очередь софт-тач)
  • Быстрее обычного тиснения, не нужно время на изготовление клише и вывод пленок. Стандартный срок — от 3х дней.
  • Печать от 1 шт. Отделка цифровых и офсетных тиражей

Подробности у наших менеджеров по телефону +7 812 644-40-44

3D-лак и 3D-фольга в типографии «Быстрый цвет»

Лучше один раз увидеть!

Что такое 3D печать лаком и фольгой?

Это цифровой выборочный лак и цифровое тиснение. «Цифровой» — означает, что без форм и штампов. Можно сразу делать от одного экземпляра.

Почему «3D»? Потому что и лак, и фольга получаются объемными, они чувствуются пальцами и необычно блестят и переливаются — намного эффектнее, чем при обычной технологии. Как капля росы, которая блестит всегда, в отличие от зеркала. Посмотри на схеме:

Обычный лак или тиснение фольгой — это плоский объект, свет от которого всегда идет в одну сторону. На схеме видно, что блик будет у зеленого глаза, а голубой и карий блика не увидят.

3D лак или фольга — это «капля», объемный объект со сложной геометрией. Отраженный свет идет в разные стороны. На схеме видно, что при любом положении наблюдателя он будет видеть блик — отражение света.

Требования к макетам

В целом требования такие же, как к макетам для выборочного лака в шелкографии. Если макет векторный (cdr, ai) — лак или фольга должны быть указаны пантоном (с любым названием, но лучше использовать понятное типа Serebro или Lak). Других пантонов в макете быть не должно. Если нужны и лак, и фольга (или несколько типов фольги) — поставить пантоны разных цветов. Если макет растровый — то отдельно передается CMYK (tif или jpg) для полноцвета, а отдельно — растр в режиме “серый” (grayscale) для 3D. Если нужно несколько видов фольги, то несколько “серых” растров. Разумеется, размеры растров должны полностью совпадать с CMYK-макетом. Можно передавать в psd в слоях: нижний слой — CMYK, остальные — лак или фольга. Или в дополнительных каналах — к CMYK добавлять 5-й и далее каналы.

Общие рекомендации

  • Точность совмещения с напечатанным изображением — это большое преимущество 3D печати. Оборудование автоматически определяет местоположение картинки и наносит фольгу в нужном месте. Поэтому даже на «цифре», где изображение «скачет», можно быть уверенным в точном совмещении. Используйте тонкие обводки контуров, логотипов, рамок и т.п.
  • Элементы с 3D печатью хорошо смотрятся, когда являются основным объектом композиции, явно выделяющимся от других. Не распыляйте фокус внимания по группе объектов.

Хорошо. Важных объектов композиции не слишком много, и фольга сразу привлекает внимание.

Плохо. Несколько разноплановых объектов с фольгой отвлекают и ухудшают макет.

Плохо. Компас, ракушки, кора дерева — слишком много отдельных значимых объектов, которые отвлекают внимание.

  • Избегайте пестрого фона под фольгой. Причина та же — пестрый фон отвлекает от центрального объекта.
  • Если все же нужен пестрый фон, то используйте крупные объекты, но покрывайте их фольгой не целиком, а только по контуру. А почему не целиком? Потому что а) большие площади дороже, б) 3D фольга — это «капля», а не «плоское зеркало», она наиболее красива в виде узких линий, а не в виде большой плашки.
  • А вот для лака пестрый фон не так страшен. В отличие от фольги, лак не отвлекает на себя внимание, а, наоборот, подчеркивает отдельные элементы этого изображения. Так что, если без лака они смотрелись хорошо, то с лаком будут еще лучше. Тут нужно смотреть только за тем, чтобы объектов с лаком было немного — иначе к пестрому фону фотографии добавится пестрота от лака.

Визитки и малые форматы

  • Имя и фамилия фольгой — это очень круто! Было… В начале 90-х… У владельцев ларьков… Сейчас вкусы сильно поменялись, так больше делать не надо.
  • На визитках из основных объектов выделяйте лаком только логотип и название компании.
    На визитках используйте 3D фольгу только для элементов логотипа.
    Не делайте рамок и окантовочных элементов по периметру визитки. Позиционирование фольги очень точное, но резка не такая точная. Идеальная золотая рамка, смещенная вбок на 1 мм после резки, будет смотреться жалко.
  • Вообще – не переусердствуйте с 3D. Меньше – лучше. Блеск золота не должен затмевать человека 😉
  • Фольга – это центр внимания. Отделяйте ее от текста с контактами. Вокруг должен быть «воздух», без значимых информационных объектов.
  • А лак – не центр внимания. Можно ставить на фоновые объекты — линии, виньетки и т.п.

Наклейки

  • Наклейки – это китч. Ярко. Аляповато. Не стесняйтесь. Тут можно, в отличие от визиток.
  • Делайте вместе лак и фольгу. Хотя это две отдельных операции, но на малом размере цена будет не так уж и велика. А восторг будет выше цены.
  • Не делайте рамок и рамкоподобных элементов по периметру.
  • Не делайте «на вылет» (за обрезной формат) элементы 3D (это техническое ограничение – на 3D ломается нож при резке самоклейки).

Открытки, сертификаты, приглашения

  • Используйте орнаменты из 3D лака или фольги на весь макет.
  • Расширяйте 3D на весь макет. Не в виде сплошной заливки, а в виде контуров и штриховой графики.

На визитках лучше использовать небольшой объем фольги, и отделить ее от основных информационных объектов.

На наклейках можно и лак, и фольгу класть в большем объеме, чем обычно. Окантовочные элементы, как на этой наклейке, можно делать только при фигурной надсечке. Для обычных прямоугольных наклеек их не делайте.

На продукции среднего формата (сертификаты, приглашения) фольга хорошо смотрится тонкими вставками по всей площади изделия.

Лак меняет даже простой макет.

Большие форматы (папки, А3, А4 и пр.):

  • Все логотипы покрывать лаком полностью.
  • Используйте 3D фольгу или лак для самого большого текста в макете (главного заголовка или слогана).
  • Если в макете есть графические фигуры большого размера (больше визитки — например, это снежинка или елка в поздравлении), то используйте 3D лак или фольгу для обводки их контуров. Не делайте полное покрытие больших объектов лаком или фольгой — только контур.
  • Если в макете есть графические фигуры малой площади, то наоборот — используйте 3D лак для полного покрытия этих объектов.
  • Если есть центральная фотография малого размера (менее 20% от высоты макета), то залейте ее 3D лаком.
  • Если макет больше А5 формата и в нем не более 3 фотографий, то сделайте рамку фотографий 3D-фольгой.
  • Используйте орнаменты из 3D лака или фольги на весь макет.
  • Вообще – расширяйте 3D на весь макет. Не в виде сплошной заливки, а в виде контуров и штриховой графики.

Особое замечание – когда фольга лежит поверх стыка темной и светлой плашки, то на ней виден контур по месту границы фона. Это происходит из-за того, что цифровой тонер имеет толщину, и приподнимает фольгу, которая на него ложится. В том месте, где краски нет или ее мало, поднятия не будет. Если есть резкий переход между темным и светлым, то будет заметная ступенька.

Этот эффект виден только на большом зеркале фольги на четком стыке темного и белого поля. Как этого избежать? Для плашек и большого текста делать выворотку в фоне. А для тонких линий и небольшого текста лучше ничего специально не делать — там это не так заметно.

На больших форматах (папках, плакатах, меню) делайте штриховую 3D фольгу (текст, рамки, виньетки). Лаком выделяйте сравнительно небольшие области.

Эффект ступени от тонера на фольге.

Текст

  • Лучше не выделять обычный текст лаком. «Обычный» — это любой текст, кроме крупного названия фирмы или крупного заголовка.
  • Но если очень хочется залакировать текст небольшого кегля, используйте треппинг – т.е. увеличивайте размер лака, чтобы он на 0.3-0.5 мм выступал за края текста.

Как видно из примера, при треппинге эффект получается лучше из-за особенностей человеческого восприятия – мозг автоматически «убирает» лишний лак и усиливает цветной объект.

  • Лучше не делать фольгой обычный текст. Маленький текст, напечатанный фольгой, никогда не будет так же хорош, как при обычной полноцветной печати. Если Вы хотите идеального ровного текста маленького размера (для визиток и т.п.) – не используйте фольгу. Если же используете, то нужно понимать, что легкость чтения в некоторой степени обменивается на эффектный внешний вид. Фольга бликует, что уже заставляет напрягать глаза и ухудшает чтение.
  • Текст типа «Ариал» (без засечек) будет смотреться лучше, чем «Таймс» (с засечками). Минимальный размер, при котором текст будет терпимо читаться – от 10-12 п для «Ариал» и от 18-20 п для Таймс. «Терпимо читаться» означает, что эффекты «оплывания» и «ряби» на цифровой фольге заметно влияют на легкость чтения, поэтому при таком минимальном размере прочитать можно, но не идеально. Номер телефона так лучше не писать.
  • Размер, от которого текст будет читаться хорошо – свыше 40 п.

На примере ниже видно, что на малых размерах текст фольгой практически не читается. Также видно, что текст с засечками читается заметно хуже. Заметна «рябь» на малом размере и непропечатка фольгой особо тонких линий и засечек.

Текст на выворотке фольгой меньше 20 кегля лучше не размещать — будет «залипать» (даже если конкретно на этом образце вышло хорошо, типография не может гарантировать, что так будет на всем тираже)

Черный под фольгой. Для мелкого текста это все равно не идеал, но лучше чистой фольги. Две нижние строки — для примера — только тонер и только фольга.

  • И еще раз – помните, что фольга в любом случае блестит и бликует. Читать важную информацию тяжело. Название компании, логотип – это можно печатать фольгой. Фамилию, телефоны и т.п. лучше все же печатать обычным полноцветом.
  • Текст на выворотке фольгой меньше 20 кегля лучше не размещать — будет «залипать» и линии будут сливаться.
  • Еще одна проблема мелкого текста — толщина линий и засечек у шрифта уже меньше, чем разрешающая способность фольги. Отдельные линии могут пропадать.
  • Что делать, если очень хочется получить в макете текст с фольгой малого размера? Ставьте под фольгу тот же текст черным цветом — т.е. вначале полноцветом напечатается черный, а потом поверх него — фольга. В тех местах, где фольга не пропечатается, будет виден черный цвет, который в силу психологии восприятия человек тоже будет считать «фольгой». Также советуем использовать текст без засечек. И еще раз напоминаем — типография фольгу на мелком тексте не рекомендует, только под ответственность заказчика.

Несколько операций 3D в макете

Несколько видов фольги в одном макете

  • Подобные макеты требуют повышенной квалификации дизайнера. Заказ будет стоить заметно больше, а вот зрелищность от дополнительных цветов увеличится не сильно. Если при одном цвете фольги она «вытянет» даже средний макет, то при нескольких видах ожидания заказчика будут завышенными, и дизайн должен соответствовать этому. Если нет уверенности в том, что клиенту это на самом деле надо — лучше ограничиться одним цветом.
  • Для большинства таких работ лучше делать пробу — она стоит всего около 300 руб и даст уверенность и дизайнеру, и заказчику.
  • Когда один вид фольги полностью «окружен» другим видом (как остров), то в большом виде не нужно делать выворотку. Фольга полностью кроящая, и маленькую лучше печатать поверх большой — так красивее и объемнее.

Лак одновременно с одним видом фольги

  • Это тоже стоит дороже одиночной операции, но не слишком дорого. Использовать можно и нужно.
  • Дизайнеру здесь легче, лак и фольга влияют на восприятие человека по-разному, усиливая эффект друг друга (в отличие от двух видов фольги).
  • Для этикеток и наклеек это очень хорошо.
  • Лак можно не только вместе с фольгой, но и ПОВЕРХ фольги. Это позволяет добиться удивительных эффектов.

Нестандартные возможности

Растровый лак

Лак можно задавать векторным объектом, а можно и растровой картинкой. В последнем случае можно использовать то, что 3D лак — это фактически печать на струйном принтере с разрешением 200-300 dpi. Значит, можно комбинировать разные эффекты с помощью «шума» (noise в Photoshop) и полутоновых точек.

Напоминаем, что растровый лак в макете задается либо отдельным tif-файлом в режиме «серый» (greyscale), либо отдельным слоем в psd файле (тоже в сером режиме), либо дополнительными каналами.

Глиттерная фольга

У фольги можно применить те же эффекты, что у растрового лака. Получается «глиттер» — как бы обсыпка металлической пудрой.

Важное замечание для растрового лака и фольги: Очень близко расположенные точки могут стекаться в одну каплю — как вода на стекле. Получается «рябое» изображение.

Многоуровневая фольга

Когда используется фольга нескольких цветов, то при наложении одной на другую возникают выпуклые объемные эффекты — как на монете 10 руб. Идеально задать этот эффект в макете без нескольких проб сложно, а нужна эта возможность очень немногим заказчикам. Вдобавок несколько видов фольги всегда означают повышенную стоимость заказа, что еще больше сужает круг клиентов.

На фотографии с кофе показан эффект глиттерной фольги

На мякоти кокоса — сплошной лак, на скорлупе — растровый, который дает ощущение шероховатости

Что не надо делать

  • Не желательно ставить заливку 3D плашек и фотографий «на вылет» (под обрез). Причина — при резке изделия нож сминает край листа, и в месте реза лак и фольга могут отходить от бумаги. На тонких линиях проблема почти не видна, но на плашках эффект плохой. Это же относится и к вырубке.
  • В месте биговки и фальцовки лак и фольга тоже могут отслаиваться (во всяком случае, держатся не так надежно, как на прямом листе). Как и в случае резки — для линий можно пренебречь, а для плашек это плохо. В местах биговок (фальцовок) делайте разрыв в заливке 3D-лаком или фольгой, или используй штриховой рисунок.
  • Не делайте 3D фольгу на плашки размером более 5х5 кв.см. (имеется ввиду не периметр штриховой картинки, а сплошная заливка). Это дорого, да и эффект будет не такой красивый.
  • На дизайнерских материалах используйте только штриховую графику и для 3D-лака, и для фольги -т.е. покрывайте только контуры, текст заголовков и логотипы. Элитные картоны нужны для того, чтобы их показывать, а не закрывать лаком или фольгой. Чем меньше 3Д будет на элитке, тем лучше.

Оплывание краев

И для лака, и для фольги печать идет жидким полимером, который тут же затвердевает под воздействием УФ-ламп. Но за доли секунды до отвердевания полимер успевает немного растечься. Это приводит к оплытию краев у мелких объектов и к «дрожанию» линий у четких геометрических фигур. Дефектом или браком это растекание не является. Это особенность технологии, оборотная сторона преимуществ. В частности, именно за счет оплывания края создается эффект выпуклой линзы, что дает великолепный блеск фольги под любым углом просмотра. Но если Ваш макет требует идеально ровных линий – значит, этот способ Вам не подходит, используйте классическое тиснение фольгой или шелкографию.

Совмещение фольги с напечатанным изображением

Точность совмещения и фольги, и лака – около 0.5 мм. Совсем маленькие элементы (например, кружочки с размером меньше 5-8 мм) лучше не обводить контуром.

Фольга контуром. Логотип крупный, получилось хорошо

Фольга контуром. Логотип мелкий. Опасный макет, даже 0.1 мм смещения фольги будет заметно.

Логотип мелкий, но фольга отдельно от цветных объектов. Получилось хорошо.

Минимальная толщина линий лака

Если у вас мелкие штриховые узоры на ровном фоне, можно использовать толщину линий 0.15 мм. Рисунок будет легким и изящным. Более тонкие линии делать не надо — могут прерываться и рябить. Для контурной обводки логотипов и иных элементов лучше использовать толщины от 0.3 мм и выше. Также помните, что при расстоянии между соседними линиями менее 0.5 мм они могут сливаться (стекаться) вместе.

0,15 мм

0,3 мм

0,45 мм

Минимальная толщина линий фольги

Минимальная толщина линий для фольги — 0.3 мм. Более тонкие могут рябить и прерываться.

0.1 мм — линии почти не видны

0.2 мм — лучше, но все равно плохо

0.3 мм — уже хорошо

Минимальное расстояние между линиями — 0.5 мм. Если меньше, то штрихи будут слипаться. Это видно на примерах в месте слияния большого числа линий.

Помните, что в этом разделе говорится о МИНИМАЛЬНОЙ толщине, а не о рекомендуемой (и для лака, и для фольги).

Экономика

Деньги не должны ограничивать художника, но менеджеров и руководство они ограничивают. Так что укажем на основные факторы дизайна, которые влияют на стоимость.

В 3D печати цена зависит от «расхода краски» (т.е. лака или фольги) и не зависит от периметра печати. Поэтому дешевле делать штриховые и контурные рисунки, чем заливки.

Слева — лист с малой площадью лака, но большим периметром границ (обозначен красным пунктиром). Он будет дешевле, чем макет справа, где периметр маленький, но краски ушло много.

Итак, цена зависит от площади заполнения. В типографии есть 3 операции – «заполнение 10%», «заполнение 20%» и «заполнение 50%». Разумеется, наиболее экономно брать операцию «10%». И эти «10%» не только самые дешевые, но и самые красивые. Заливать весь лист фольгой или лаком не нужно — будет аляповато и не солидно.

Посмотрим на прямоугольник слева. Желтая полоса — это 10% от него. В виде полосы эти 10% кажутся не слишком большими (хотя и не очень маленькими). Но в виде логотипа и текста (пример справа) они уже весьма велики, хотя все равно занимают те же 10%.
Таким образом мы видим, что 10% — это совсем не мало. Если делать сильно больше — будет уже перебор и не красиво. И дорого 😉

Отдельно про фольгу на больших форматах — А4 и больше. Это грамоты, дипломы, папки, плакаты, буклеты, обложки каталогов, меню. На всех этих изделиях часто бывает, что фольгой нужно покрыть небольшую полосу (в большинстве макетов фольгой покрывается только логотип, название или какие-то графические элементы около названия). Если все элементы умещаются в полосу шириной 7 см (не важно, вертикальную или горизонтальную полосу), то на такой макет за фольгу дается заметная скидка.

На плакате В3 фольгой сделано название фирмы
и логотип

На буклет «А3 пополам» фольгой сделан геометрический узор

На дипломах А4 фольгой сделана надпись

А вот в таком макете уже не получается узкая полоса – кружочек внизу заставляет фольгировать весь лист целиком

Технические требования

Выборочный 3D-лак и фольга

Выборочный 3D-лак и фольга должны быть обязательно в векторном виде, иметь 100%-ю чёрную заливку (или заливку любым spot-цветом) и находиться на отдельном слое, точно над областью нанесения. Если нужно в одном макете использовать одновременно лак и фольгу или несколько цветов фольги, то каждый вид отделки нужно покрасить в отдельный цвет и разместить на разных слоях или на разных страницах макета.

Минимальная толщина линии для лака 0,15 мм, для фольги в два раза больше – 0,3 мм. Слишком тонкие линии могут получиться «рваными» или не пропечататься вовсе. Расстояние между элементами желательно соблюдать не менее 0,5 мм. Лак и фольга немного растекаются при печати и все, что расположено ближе, может слиться. По этой же причине острые углы и сужающиеся элементы могут округлиться или не пропечататься на кончиках. Одним из таких примеров являются кончики шрифтов с засечками.

Минимальный рекомендованный кегль шрифта — 12 пт, но т.к. все шрифты разные, то главный критерий — это не кегль, а соблюдение указанной выше толщины линии. Если возможно – используйте шрифт без засечек.

Фольгу и лак нельзя делать в край листа, т.к. при резке он может крошиться и отслаиваться. Если линия совсем тонкая, то дефекты будут не заметны и этим можно пренебречь, в остальных случаях нужно отступить от края минимум 3 мм.

Неверно: большие
по площади элементы уходят в край листа

Верно: тонкие линии уходят в край листа, дефекты будут почти незаметны

Верно: тонкие линии уходят в край листа, дефекты будут почти незаметны

Избегайте больших плашек из лака и фольги. Из-за особенностей печати на них могу проявляться различные дефекты. Хорошего эффекта можно добиться сделав фольгой или лаком только контуры обьекта.

Неверно: площадь
лака или фольги слишком большая, будут дефекты

Верно: площадь лака или фольги небольшая

Верно: лаком или фольгой сделаны только контуры фигуры

Также оригинальным и стильным решением является использование различных фактур лака, например, «песок». Наши специалисты подготовят нужную текстуру, главное, указать в макете необходимые области.


Лак-песок

Наши специалисты разработают
для вас индивидуальный дизайн.
Все, что необходимо — оставить заявку.

ХОЧУ ЗАКАЗАТЬ
ДИЗАЙН!

Заказать дизайн

Наши специалисты разработают для вас индивидуальный дизайн. Все, что необходимо — оставить заявку.

ХОЧУ ЗАКАЗАТЬ ДИЗАЙН!

Заказать дизайн

Остались вопросы?

Все, что необходимо — оставить заявку.